Публичный доклад директора

Публичный отчет директора

ГБОУ «СОШ – детский сад № 2 с.п. Долаково»  за 2017-2018 учебный год

                                                            Информационно-аналитические сведения

Полное и краткое наименование школы

— Полное – Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа-детский сад №2 с.п. Долаково»

 Назрановского муниципального района Республики Ингушетия

-Краткое – ГБОУ «СОШ – детский сад №2 с.п. Долаково»

 Юридический адрес  школы– 386122, Республика  Ингушетия, Назрановский муниципальный район, с.п.Долаково,  ул.Мислаурова № 36.

-Фактический адрес школы-386122, Республика  Ингушетия, Назрановский муниципальный район, с.п.Долаково,  ул.Мислаурова № 36.

Электронный адрес школы  

sosh-ds2-dolakovo@mail.ru

школьный сайт

3kn.sokori..ru

стационарных номеров нет

 Лицензия —  06Л01 0000106.

Аккредитация — серия 06 №АА 146812

Учредитель–Министерство  образования и науки Республики Ингушетия

ГБОУ «СОШ-детский сад №2 с.п. Долаково» руководствуется Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, внутренними приказами и локальными актами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях образовательного процесса.

Цели, задачи, приоритетные направления деятельности школы на 2017-2018 учебный год были разработаны в соответствии с целями и задачами Программы развития, действующей в период 2015-2020 годы.

Наша школа была основана в 2015 году, проектная мощность — 320 учащихся, площадь участка – 18 тыс. кв.м площадь здания – 3395 кв. м. В настоящее время оборудованы  учебных кабинета, из них: кабинет начальных классов – 9, кабинет математики – 3, кабинет физики – 1, кабинет химии – 1, кабинет биологии – 1, кабинет информатики – 1, кабинет русского языка – 4, кабинет истории – 1, кабинет истории религий -1, кабинет географии – 1, кабинет ОБЖ – 1, кабинет технологии – 2,кабинет кружковой работы — 3, кабинет ингушского языка – 1,а также спортивный зал.

Характеристика состава обучающихся

В 2017-2018 учебном году в школе обучалось 563 учащихся. Из них в:

1-4 классах – 311;

5-9 классах – 226;

10-11 классах – 26;

Из 563 учащихся переведены в следующий класс  562 ученика (99,8%). Завершили учебный год на «4» и «5» 172 обучающихся (31%).

Сведения об успеваемости учащихся по итогам 2017/18учебного года

Успеваемость за учебный год Кол-во учащихся на конец года   Общая успеваемость учащихся (%) В том числе успевают на «4» и «5» (%)
1 ступ. 2 ступ. 3 ступ. Всего 1 ступ. 2 ступ. 3 ступ. Всего 1 ступ. 2 ступ. 3 ступ.     всего
2016/17 311 208 44 563 100 99,4 100 99,8 24,4  36,8  44 35
                           

В 2017-2018 учебном году с аттестатом о среднем общем образовании выпущены 11 человек., из них 4 аттестата с отличием. 54 аттестатов выдано об основном общем образовании. 1 обучающихся не сумели преодолеть минимальный порог ЕГЭ по математике. 1 обучающийсяхся не получил аттестат о среднем общем образовании.

Средний балл по математике по результатам ЕГЭ составил 10,5  балла.

Средний балл по русскому языку по результатам ЕГЭ составил 45,2 балла.

Результаты ЕГЭ 2017/2018 учебного года.

Предмет Всего уч-ся в 11-х кл.                      Из них
Получили баллы выше нижнего порога Получили баллы ниже нижнего порога Средний балл
Русский язык 13 12 1 45,2
Математика 13 11 2 10,5
Физика 1 1 0 42
Биология 6 2 0 31,8
История 2 1 1 28
Математика (проф.) 1 1 0 56
Обществознание 3 1 2 31,5
Химия 5 5 0 39,4

На едином государственном экзамене учащиеся 11-х классов набрали наибольшее количество баллов по:

-русскому языку – Манкиева Джамиля -86 баллов

В 2017-2018 учебном году в ГБОУ « СОШ-детский сад №2  с.п.Долаково» была продолжена работа с одаренными детьми, целью которой является формирование системного подхода к решению проблем поиска, сохранения, развития и поддержки талантливых детей.

Традиционно проводятся предметные олимпиады, выставки детского творчества, конкурсы. Формируется система работы с обучающимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность.

Призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2017/2018 учебного года.                                                                                                                                                                                                                          

Ф.И.О. Предмет Какое призовое место занял (а)
1 Кусиева Луиза Гирихановна История религии 1
2 Холохоева Хяди Мусаевна История религии 1
3 Манкиев Мовсар Умарбекович История религии 1
4 Кусиева Зарета Гирихановна История религии 1
5 Белакиева Хадижа Хусеновна Ингушская литература 1
6 Гелисханов Алисхан Магомедович Физическая культура 1
7 Джандаров Магомед Мовсарович Физика 2
8 Манкиева Джарайдат Курейшовна Русский язык 2
9 Манкиева Джарайдат Курейшовна Математика 2
10 Манкиева Хава Яхьяевна История религии 2

 Работа по профессиональной ориентации учащихся

Перед любой школой сегодня стоит задача: выпускники должны быть востребованы обществом.. С этой точки зрения наша школа рационально подходит к реализации данной задачи. Работа по профориентации обеспечена необходимыми ресурсами: соответствующие пособия, папки, находящиеся у заместителя директора по УВР, педагога-психолога, разработки мероприятий в школьной библиотеке. В плане социально-психологической службы и планах воспитательной работы классных руководителей отражена работа по профессиональному самоопределению учащихся.

В течение учебного года проводилась работа по профориентации и самоопределению учащихся школы. Налажены контакты с центром занятости населения, его сотрудники проводят беседы по профориентации в 9-х — 11-х классах. Беседы и лекции читали представители   колледжей и техникумов.

Неоднократно посещали старшеклассники Дни открытых дверей, организованные высшими и средне-специальными учебными заведениями.

Старшеклассники принимают участие в конкурсах по профессиональному самоопределению учащихся.

 В рамках месячника по обеспечению безопасности дорожного движения юные добровольцы выступили с агитационной программой «Правила дорожные знать каждому нужно». Помогают ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны.

В школе создана  служба медиации, которая способствует предупреждению проявления негативных явлений, пропагандирует ЗОЖ, выявляет личные, межличностные, внитрисемейные трудности, конфликты, выявляет детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, социально опасном положении, а также учащихся, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, ведет психологическую коррекцию и социальную реабилитацию детей и подростков.

Работа Совета профилактики

В школе создан Совет профилактики, который регламентируется Положением о деятельности Совета профилактики и заседает 1-2 раз в месяц по субботам и по мере необходимости. Разработано Положение о деятельности Совета профилактики. В 2017-2018 учебном году проведено 16 заседаний Совета профилактики, на которых рассмотрено   20 персональных дел обучающихся,  нарушающих дисциплину, пропускающих уроки по неуважительным причинам.

Положительным в работе Совета профилактики является то, что в ходе заседаний родители предупреждаются об ответственности за ненадлежащее воспитание и обучение детей, ознакамливаются с Уставом школы, со статьей 5.35 КоАП РФ об административных правонарушениях, со статьей 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

На заседаниях Совета профилактики заслушиваются также отчеты  классных руководителей о проделанной работе с трудновоспитуемыми учащимися, отчеты о системе работы классных руководителей по профилактике преступлений и правонарушений.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Одним из приоритетных направлений современного образования становится укрепление здоровья нации, особенно подрастающего поколения. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровье сберегающимВ законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Именно поэтому в рамках внедрения ФГОС в школе разработана комплексная программа «Растим здоровое поколение» по формированию здорового образа жизни, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних», нацеленная на создание системы работы по формированию здорового образа жизни, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Данная программа включает в себя воспитательные мероприятия, направленные не только на формирование осознанной потребности в здоровье, но и санитарно-гигиеническое воспитание, профилактику правонарушений, потребления наркотических веществ и ПАВ, курительных смесей и т.д.

Ежегодно ведутся мониторинги здоровья обучающихся.

В течение года в школе проводились мероприятия физическо — оздоровительного направления, санитарно-гигиеническое воспитание и мероприятия по профилактике заболеваемости учащихся. В средних и старших классах проводились Интернет — уроки антинаркотической направленности, демонстрировались научно-популярные фильмы по проблемам нравственно-правового воспитания молодёжи, противодействию наркомании, пьянству и ПАВ. В течение года были проведены конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, рефератов, стенгазет по здоровому образу жизни. Регулярно проводились мероприятия с привлечением специалистов медицинских учреждений.

В школе созданы дружины ЮИД и юных пожарных. Регулярно проходят учебные тренировки по эвакуации детей и работников из здания. С учащимися и педагогическими работниками неоднократно проводились учебные занятия по противопожарной безопасности и охране труда.

Мероприятия в рамках месячников «Молодежь за здоровый образ жизни» реализуются в полном объеме, учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях школы и района. В рамках месячников «Молодежь за ЗОЖ», акций «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

            Ресурсы образовательного процесса:

Описание кадрового ресурса образовательного процесса

Директор –Гиреева Мовлатхан Магомедовна
 Заместители директора ОУ по направлениям:  Бекова Марет Алаудиновна — заместитель директора по УВР.   Дзахкиева Рона Юсуповна — заместитель директора по УВР.  Газикова Люба Магомедовна — заместитель директора по ВР. Аушева Залина Руслановна – заместитель директора по ДОУ Кусиев Аслан Багаудинович – заместитель директора по хоз  части

                                                           Характеристика педагогического состава

В 2017-2018 учебном году в школе работает 56 специалистов. Из них имеют следующий уровень образования и квалификацию:

— высшее образование –  41 человек (73%);

— неоконченное высшее —  3 (5,3%)

— первую категорию – 8 (14%);

Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» награждены 3 учителя (5,3%):

                   Стаж педагогической работы учителей

Возраст Кол-во учителей
2018
До 5 лет 15 (19,1%)
От 5 до 10 лет 6 (11%)
От 10 до 20 лет 28 (50%)
20 лет и более 7 (12,5%)

Анализ кадрового состава педагогического коллектива свидетельствует о достаточно стабильном положении. В этом учебном году в школе  7 молодых специалистов. Учителей, имеющих стаж работы до 10 лет — 37%, от 10 до 20 лет составляют 50% педагогического коллектива. Средний педагогический стаж составляет  лет. Средний возраст педагогических работников школы в 2017 году составил 39,6 года, в 2018 году — 40,4.

Повышение квалификации педагогических работников

Работа по этому направлению ведется регулярно и находится на постоянном контроле администрации школы.

Одна из форм повышения квалификации педагогических работников являются прохождение курсов повышения квалификации учителей в ИПКРО. В этом учебном году на базе ИПКРО прошли курсовую переподготовку

  • Акиева Х.А. учитель начальных классов, по программе «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС начального общего образов.;
  • Дзейтова Л.М. учитель начальных классов, по программе «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС начального общего образования»;
  • Льянова С.М. педагог-психолог, по программе «Професиональное самоопределение педагога-психолога в условиях модернизации образования»;
  • Арчакова М.М. учитель начальных классов, по программе «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС начального общего образования»;
  • Шибилова Х.И. учитель английского языка, по программе «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»;

— Бекмурзиева Л.А.., учитель английского языка, по программе «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»;

Следующая форма повышения квалификации — формирование методического актива, который может иметь различные структурные формы и четкое распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками. В школе работают следующие методические объединения:

1) учителей начальных классов, руководитель – Манкиева Фариза Ахметовна;

2) учителей математики и информатики, руководитель – Манкиев Джамалейл Саит-Магометович;

3) учителей русского языка и литературы, руководитель – Амерханова Лидия Хусеновна;

4) учителей ингушского языка и литературы, руководитель – Олигова Яха Висангиреевна

5) учителей английского языка, руководитель – Яндиева Зарема Исмилхановна;

        6) учителей химии и биологии, руководитель – Бекова Тамара Мухарбековна

       7) учителей географии и истории, руководитель – Зурабова Хадишат Султановна

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Обеспеченность учащихся учебной литературой (%) 100
Количество компьютеров, применяемых в учебном процессе 0
Возможность пользования сетью Интернет учащимися (да/ нет) нет
Доля учителей, прошедших курсы компьютерной грамотности 100
Доля учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе 94
Кол-во компьютеров, применяемых в управлении 4
Наличие АРМ (автоматизированное рабочее место) администратора да
Возможность пользования сетью Интернет педагогическими работниками (да/нет) да
Наличие сайта (да/ нет) да
Обеспеченность учащихся медицинским обслуживанием (да/ нет) да

Наличие оснащенных специализированных кабинетов

  Кол-во
Кабинет начальных классов 14
Кабинет математики 3
Кабинет физики 1
Кабинет химии и биологии 2
Кабинет информатики 0
Кабинет русского языка 3
Кабинет истории 1
Кабинет географии 1
Кабинет ОБЖ 1
Кабинет технологии 1
Кабинет ингушского языка 2
Спортивный зал 1

Анализ воспитательной работы  2017/2018 учебного года

      На 2017-2018 учебный  год основной целью воспитательной работы  является: воспитать всесторонне развитую, физически здоровую личность, способную к творчеству и самоопределению.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:

  • Усиление личностной направленности образования
  • Расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • Повышение сознательного отношения к учёбе, общественному труду, к современности
  • Совершенствование системы работы школы,  направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни
  • Профессиональное обучение
  • Формирование  у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.
  • Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, активизация ученического самоуправления
  • Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая  защита личности ребенка.

Проблемы, требующие дальнейшего решения:

  • Развитие сознательного отношения школьников к учебе, к общественной жизни- как одного из главных условий формирования социально активной личности
  • Интенсификация работы с отстающими и слабоуспевающими учащимися
  • Усиление воспитательной работы с родителями учащихся

Основные направления воспитательной деятельности школы:  учебно-познавательное, гражданско–патриотическое, нравственно–правовое, спортивно–оздоровительное, лекционно-образовательное, обновление содержания дополнительного  образования  вышли на новые задачи, сформулированные в президентской инициативе «Наша новая школа», в стандартах второго поколения.          

Нормативно-правовые документы, регламентирующие воспитательную  деятельность ОУ:

·        Закон  РФ  «Об образовании»;

·        Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

·        Конвенции о правах ребенка;

·        Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях»;

·        Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

·        Концепция дополнительного образования детей РФ до 2010г.;

·        Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

·        Решение коллегии МО РФ «Об основных направлениях воспитания в системе вариативного образования» 5.06.96. №121;

·        Федеральный закон от 13.03.1995г. № 32 – ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями от 21.07.2005г., 15.04.2006г).

·        Устав школы

Также, воспитательная работа строилась в соответствии с «Программой развития воспитательной системы  школы»

Вся воспитательная и образовательная деятельность школы основаны на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития.

Поставленные цель и задачи ВР  определены  в рамках проблемы школы:

«Интенсификация учебно-воспитательного процесса активным внедрением инновационных  образовательных  технологий».

v  Организация внеурочной деятельности в 1-4 -х классах, реализующих ФГОС НОО

В период текущего учебного года проводился контроль за организацией внеурочной  деятельности в 1-4-х классах.

Внеурочную деятельность для  учащихся организуют 8  учителей начальных классов:

В основу проверки положен алгоритм:

·        состояние планов внеурочной деятельности;

·        состояние рабочих программ внеурочной деятельности, их типы, цели;

·        отслеживание посещённых занятий;

·        состояние информационных стендов (классных уголков, выставок);

·        проверка журналов внеурочной деятельности.

Таблица-сетка часов пяти направлений, предлагаемых ФГОС НОО на ступень начального обучения:

Направление внеурочной деятельности Количество часов в неделю (по классам)  
1кл 2 кл 3кл 4 кл  
Спортивно-оздоровительное 2 2   2   2  
Духовно-нравственное направление   1 1 1 1  
Общеинтеллектуальное 1 1 1 1  
Общекультурное 1 1 1 1  
Социальное  1 1 1 1  
Всего: 6 6 6 6  

Согласно методическим рекомендациям по организации внеурочной деятельности более 50%  общей занятости учащихся должно приходиться на внеклассные  занятия.

По всем направлениям и курсам внеурочной деятельности учителями, разработаны рабочие программы. Рабочие программы соответствуют требованиям и методическим рекомендациям по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО к разработке программ внеурочной деятельности.

Программы внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  ставят цели:

·        осуществление образовательной деятельности в формах, отличных от классно-урочной, и направленной  на достижение планируемых результатов основной образовательной программы школы.

·        знакомство и приобщение к культуре, традициям.

·        сохранение и укрепление физического, психического здоровья и безопасности участников образовательного процесса, обеспечение их эмоционального благополучия;

·        наполнение конкретным содержанием понятий: «Малая родина», «Родная земля», «Моя семья и род», «Мой дом».

Следование этим целям – задача учителей.

Посещены внеурочные занятия у всех учителей.  Следует отметить, что каждый из организаторов внеурочной занятости детей строит работу, отличную от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, наблюдения, соревнования и конкурсы.

Проверка журналов внеурочной деятельности на предмет соответствия учёта о проделанной работе в соответствии с КТП рабочих программ не выявила нарушений, хотя отдельные замечания по аккуратности заполнения имеют место.

v  Профилактическая  работа с трудными подростками и неблагополучными семьями

В школе обучается 563 учащихся, из них состоящих на учёте в КДН  и на внутришкольном профилактическом учете нет. 

        Администрацией   школы подготовлен информационный стенд о правовом воспитании подростков. На стенде размещены Конвенция о правах ребенка, Кодекс РФ об административных нарушениях, выписка из Семейного кодекса о правах и обязанностях родителей за воспитание детей, правила из Устава школы, регламентирующие поведение учащихся в школе и вне школы, требования к внешнему виду школьника.

На каждого «трудного» подростка заводится личная учетная карточка, в которой фиксируются все данные, а также динамика изменений в поведении и обучении этого учащегося: карта изучения и индивидуального сопровождения «трудного» подростка; характеристика; акты обследования семьи, условий жизни и воспитания; план работы классного руководителя с данным учеником; отчеты и докладные классных руководителей об успеваемости, посещаемости занятий, занятости подростка во внеклассных мероприятиях, об интересах, увлечениях и круге общения.

Проверка планов воспитательной работы классных руководителей, показало, что кл. руководители регулярно ведут индивидуальную работу с «трудными» подростками своего класса:  посещают на дому, взаимодействуют с  учителями–предметниками, родителями; проводят индивидуальные беседы, вовлекают в общественную жизнь класса и школы.

       Ежедневно ведется активная работа школьным психологом Льянова С.М. с детьми, трудно поддающимися воспитанию по разнообразным формам работы. Еженедельно ведутся консультации с семьями данной категории детей.

       Для продуктивной работы с «трудными» детьми в школе организовано сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, в частности: ОДН, КДН и ЗП.

Согласно Федерального Закона РФ № 129 от 04.06 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в школе осуществляется работа, направленная на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Составлен школьный план профилактической работы, план работы с неблагополучными детьми, с ОДН  составлен совместный план работы по профилактике правонарушений среди подростков на 2017-2018 учебный год. 15.08.2017г. был проведён рейд администрацией школы совместно с инспектором ОДН Гасаровой Марем в неблагополучные семьи. В течение учебного года инспектором ОДН были проведены плановых – 5, по инициативе  школы — 12 профилактических   бесед с учащимися  5-11 классов.

     По профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании  в школе проведены классные часы с учащимися 7-11 классов «Курить или не курить», «Кто я? Какой я?» в 11-х классах. Были проведены  беседы в 9-11 классах об ответственности за употребление психоактивных веществ. 

Вопрос о работе с «трудными» детьми рассматривался на заседании МО классных руководителей, где говорилось об основных направлениях работы классного руководителя с трудными учащимися.

Ведется нормативно-правовая документация по работе с «трудными» подростками, создается электронная база данных по подросткам с девиантным поведением, что помогает эффективности в работе педагогического коллектива. «Трудным» подросткам дают разовые поручения, стараются лишний раз «поговорить по душам», привлечь к участию во внеклассных, внутришкольных мероприятиях.

Однако, несмотря на разнообразные формы профилактической работы и тесную взаимосвязь с правовыми организациями, правонарушения среди обучающихся продолжают иметь место. Главными причинами являются низкие нравственные устои в семье, бесконтрольность со стороны родителей, особенности психики подростка, а также социальные условия и противоречия современного общества, «кризис нравственности» на современном этапе. Поэтому классным руководителям и педагогическому коллективу и в будущем предстоит сконцентрировать усилия учебно-воспитательной работы на решение вопроса по сокращению правонарушений.

     В целом профилактическая работа с трудными детьми показала, что система работы с данной категорий учащихся  в школе заключается в педагогическом воздействии на «трудного» подростка со стороны классного руководителя, администрации, а также специалистов органов и учреждений системы профилактики правонарушений.  Исходя из вышесказанного, следует отметить, что состояние работы школы в данном направлении заслуживает оценки «удовлетворительно».

v  Работа ШМО классных руководителей

Тема года ШМО классных руководителей

   Современные воспитательные технологии как средство саморазвития личности и развития школы в инновационных условиях.

Цель работы: совершенствование форм и методов работы классного руководителя в воспитательном процессе, как ведущий         фактор качественного воспитания выпускников школы.

Задачи:

  • активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность;
  • организация информационно-методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
  • создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта;
  •  развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе; 
  • формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.  
  •  

Основными направлениями деятельности  являются: аналитическая и исследовательская деятельность, взаимное посещение мероприятий  внутри  методического объединения с целью обменом опыта и совершенствовании методики, проведение открытых классных часов и внеклассных мероприятий, рассмотрение  вопросов организации и участия классных коллективов в мероприятиях, анализ результатов уровня воспитанности классных коллективов и в целом школьного коллектива, подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики организации  работы классного руководителя ОУ.

Основными формами работы являются: инструктивно – методические совещания, изучение руководящих документов и передового педагогического опыта, круглые столы, семинары; творческие отчеты классных руководителей; открытые классные часы и мероприятия; лекции, сообщения, доклады; конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок.

Качественная характеристика организаторов  воспитательного процесса и классных руководителей.

В 2017-2018 учебном  году  обязанности классного  руководителя  были возложены на 33 педагогов. Количество педагогов, осуществляющих классное руководство в младшем звене  — 14 человек, в среднем звене – 9, в  старшем звене – 10.

На протяжении  многих  лет  состав классных руководителей стабилен,  сохраняется преемственность  выполнения этой работы.

Профессиональная подготовка классных руководителей отвечает современным требованиям, закрепленных в Положении о классном руководстве.

Эффективность работы прослеживается в положительной динамике в:

ü  состоянии психологического и физического здоровья учащихся класса;

ü  уровне воспитанности учащихся;

ü  проценте посещаемости  учебных занятий и внеучебных мероприятий;

ü  уровнесформированности классного коллектива;

ü  рейтинге активности класса и отдельных учащихся в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях.

Организаторы воспитательного процесса заместитель директора по ВР, педагог – организатор, психологи школы- все имеют высшее образование.

В 2017-2018 году было проведено 5 плановых заседаний МО классных руководителей,  со следующей повесткой дня:

1. Информационно — организационное на тему«Целеполагание и содержание воспитательной работы с учащимися».

2 Круглыйстолпо теме «Роль классного руководителя в повышении мотивации к учению»

3. Конференция идей на тему«Новые воспитательные технологии»

4. Педагогический совет «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях» с вопросами: семья и школа: пути эффективного взаимодействия

5. Итоговое заседание «Оценка работы за 2017-2018 учебный год».

Межсекционная работа включала в себя составление планов воспитательной работы в классных коллективах, совершенствование воспитательных систем, организацию взаимных посещений кл. руководителями внеклассных  мероприятий.

Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.                                                                                                   

Классные руководители  создают условия для развития компенсаторно-развивающей среды, для усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения.

В течение I полугодия 2017 – 2018 учебного года проводились тематические классные часы:

Тематика Классный руководитель Класс
1 День космонавтики Батыжева Л.Б. 8 «А»
2 День матери Майсигова З.Б. 2 «А»
3 День Победы Яндиева Ф.Х. 3 «Б»
5 День траура Точиева Т.Е. 6 «Б»
6 Гостеприимство Тебоева Э.Б. 5 «В»
8 Профилактика ДДТТ Гелисханова З.М. 9 «А»
9 Наши права и обязанности Дахкильгова Аза Абу-Язитовна. 10 «А»
10 «Я помню, я горжусь!» ко дню Победы Кодзоева Р.Д. 7 «А»
11 День единения Ингушетии и России Кулбужева И.А. 7 «Б»

В  целом работа ШМО классных руководителей была качественной: сформирована  теоретическая и практическая база ЗУНов для моделирования воспитательной системы класса; создан информационно-педагогический банк достижений,  популяризируется  собственный опыт,  на должном уровне проводятся открытые классные часы и внеклассные мероприятия.

Проблемное поле:

1.       Слабое участие классных руководителей в работе Интернет-сообществ, методических журналов.

2.      Организация работы МО в начальном звене и совместное: среднее и старшее.

Возможные пути преодоления недостатков:

ü  более активно включаться в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность.

ü  Анализ инновационной деятельности осуществлятьпо шести показателям: результативность, актуальность, дифференцируемость и интегративность, комфортность, упорядоченность, связь урочной и внеурочной деятельности.

ü  Работу МО  организовать  по  3-ом возрастным категориям.

v  Воспитательная деятельность  школы реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.

Внеурочная деятельность в школе традиционно делиться на  две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь. Воспитательная деятельность осуществляется  по тематическим периодам, которым соответствовали общешкольные  мероприятия:

Тематика мероприятия Месяц
1 Акция «Помоги собраться в школу» Акция «Подари учебник школе» День знаний Август Сентябрь
2 День учителя Праздник «Золотая осень» День памяти жертв  осени 1992 года Профилактика ДДТТ Октябрь
3 День матери День единства Встреча с участковыми, инспекторами на тему: «Как противодействовать терроризму» Ноябрь
4 День борьбы со СПИДом День героев Отечества Новогодние приключения Декабрь
5 Конкурс рисунков « Мы выбираем жизнь», «Спички — детям не игрушка» по противопожарной тематике Январь
6 День траура День защитника Отечества Февраль
7 Уроки мужества Женский день 8 марта Конкурс «Созвездие-2017» школьный этап День единения Ингушетии и России Март
8 День космонавтики Гостеприимство «А ну-ка,девушки» Апрель
9 Акция «Письмо Ветерану» День Победы Конкурс «Созвездие-2015» районный этап Последний звонок Май
10 Организация летнего отдыха детей Июнь

               Традиционные ключевые дела обеспечивают стабильность в воспитательной работе.

v  Гражданско — патриотическоевоспитание в школе ведется планово, системно  и является одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности  школы.

  Содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

   Педагогический и ученический коллективы вели активную работу по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

С 1 по 11 классы прошли мероприятия, посвященные мужеству и героизму защитников Отечества. Форма проведения мероприятий – различна.

Согласно плану  гражданско-патриотического воспитания  в  1 -11 классах прошли классные часы и общешкольные мероприятия, посвященные:

·         Дню народного единства

·        Дню Героев Отечества

·        Дню трагедии осени 1992 года

·        Дню единения Ингушетии и России

·        Дню вхождения Крыма в состав России

·        Дню траура

·        Дню защитника Отечества

·        Дню космонавтики

·        Дню джигита

·        итд

           Ярким и запоминающим событием стало проведение КТД посвященное 9 Мая, включающее в себя целый ряд мероприятий: для учащихся среднего звена была показана литературно-музыкальная композиция;  Для старшеклассников показана литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы «Ах, война, что ты сделала, подлая…»; проведена линейка «Памяти павших будьте достойны!». Коллектив и учащиеся школы приняли участие в митинге, проходившим  в г. Магас.

Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания  является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия и разнообразных творческих конкурсах.

v  Работа по  формированию здорового образа жизни.

           Забота о сохранении и укреплении здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся также является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива и  носит системный характер.

В течение всего учебного года обеспечивался оптимальный температурный режим в помещениях, осуществлялся контроль над состоянием техники безопасности, противопожарной безопасности, соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Ежегодно проводятся медицинские осмотры детей и работников школы, Дни здоровья, традиционные мероприятия, физкультминутки, спортивные соревнования, тематические классные часы и многое другое.

        Согласно общешкольному плану в течение учебного года проводятся мероприятия по пропаганде ЗОЖ, организовывается информационно-просветительская работа среди учащихся и их родителей.    

 Особое внимание коллектив школы уделяет  профилактике  ВИЧ-инфекции и парентеральных гепатитов среди выпускников школы.   На классных часах  классные руководители проводили тематические  творческие конкурсы, ролевые интеллектуально-ситуационных игр, круглые столы итд.    Масштабные мероприятия по пропаганде ЗОЖ  проводимые в школе приурочены к Всемирному Дню памяти умерших от СПИДа, Международному Дню борьбы со СПИДом, Дню борьбы с наркоманией. Педагогами – психологами  с учащимися выпускных классов систематически  проводились лекции, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.

    Неоднократно среди учащихся проводились конкурсы на лучший  информационный плакат «Проверь свои знания о ВИЧ». Медицинской сестрой совместно с завучем по ВР проводился видеолекторий «Первый глоток беды». Учителями – предметниками проводятся  интегрированные уроки по биологии, химии, географии на тему « ВИЧ-инфекция».

 На каждом родительском собрании освещаются  вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД. Проводятся лекции по профилактике ВИЧ/СПИД для родителей  в рамках родительского всеобуча.

 В фойе школы представлены стенды пропагандирующие ЗОЖ. По значимым датам проводятся книжно-иллюстрированные выставки «У нас есть шанс – жизнь».

   В связи с возможным повышением случаев заболевания ОРВИ, ухудшением эпидемиологической обстановки и с целью профилактики заболеваний ОРВИ и гриппа среди участников образовательного процесса осуществлялась активная санитарно-просветительская работа о мерах индивидуальной  и общественной профилактики.       

Ежедневно медицинской сестрой школы Горбаковой Д.Х. проводились беседы по профилактике заболевания гриппом и ОРВИ.  Проведен  цикл  классных часов   и  классных родительских собраний  на тему «Предупреждение заболеваний ОРВИ и гриппа» с приглашением врача -педиатра КУБ Аушевой Х.Х.

v  Психолого- педагогическая служба в школе.

  У педагога- психолога большую часть времени занимает составление психокоррекционных программ и разработка упрощенных анкет для учащихся, испытывающих трудности в обучении. Одна из главных проблем сельского психолога – отсутствие диагностических методик на родном языке, так как многие ребята не улавливают смысл вопроса опросников. Многие родители не приходят на прием к психологу для предотвращения проблем, а обращаются, когда уже произошли конфликты.  Поступает много запросов по вопросам межличностного взаимодействия, трудностей, связанных с обучением и воспитанием. Негативная тенденция сохраняется в направлении работы по проблеме мотивации к учебной деятельности детей, систематически пропускающих занятия.

      Работа психологов ведется в следующих формах:

— Психологическое консультирование в индивидуальной форме 

-Психодиагностика 

 -Психокоррекция 

-Просветительская и профилактическая работа 

-Индивидуальная работа по профилактике, просвещению, коррекции и развитии:

— «употребляющие ПАВ» 

-«Профориентация» 

— «Надомное обучение» 

v  Физкультурно- оздоровительное воспитание.

         Основой профилактической и оздоровительной работы в школе является контроль за состоянием здоровья учащихся. Основная цель наблюдения за состоянием здоровья школьников заключается, с одной стороны, в оценке влияния школьных программ, организации режима и условий обучения и воспитания в школе на здоровье детей, с другой – в определении эффективности проводимых мероприятий, направленных в первую очередь на укрепление здоровья детей. Профилактический  медицинский осмотр  осуществляется бригадой специалистов из УКБ.  В ее состав входят: педиатр, невролог, окулист, хирург, эндокринолог, лор, стоматолог. Эти специалисты ежегодно выезжают в школы на медосмотры. В этом учебном году  медосмотр пройден в ноябре месяце, с большим опозданием, чем в предыдущие годы. После окончания осмотра обобщаются результаты этапов обследования, и дается заключение о состоянии здоровья каждого учащегося, включая оценку физического развития, оценку состояния здоровья с определением группы здоровья, медицинской группы по занятиям физкультурой в школе.

 Целью физического воспитания в школе за прошедший учебный год являлось содействие всестороннему развитию учащихся посредством физической культуры.

Задачи:

-укрепление здоровья;

-развитие физических качеств учащихся;

-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

-приобретение необходимых знаний в области физической культуры;

-воспитание потребности самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

В  2017-2018 учебном году в школе работали учителя физической культуры: Нальгиев И.М. Долгиев И.М. Работа учителей физической культуры была направлена на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. Реализация программы Здоровье нашла своё отражение в следующих видах деятельности: утренняя гимнастика до учебных занятий, уроки физической культуры, внеклассная работа, участие в спортивных мероприятиях школы и Республики.

В целях профилактики переутомления и оптимизации работоспособности учащихся, в процессе учебной деятельности проводились физкульт минутки, подвижные игры на переменах, спортивные часы в ГПД начальной школы. Огромное значение в формировании интереса к активному образу жизни и увлечению спортом имеет внеклассная  физкультурно-оздоровительная  и спортивно-массовая работа. В школе, согласно плану спортивных мероприятий, проводились соревнования по таким видам спорта: шашки, баскетбол, Весёлые старты и т.д. См.табл.

№ п/п Наименование мероприятия Ответственные Охват детей
1. Спортивный праздник «Здравствуй, школа» Хамхоева Ф.Б., Евлоева Т.М., 8-11
3. Первенство по шашкам Кодзоев Х.В., 5-7
4. Первенство по шахматам «Белая ладья» Кодзоев Х.В. 5-7

     За  2017-2018 учебный год принимало участие в  физкультурно — оздоровительных мероприятиях около 80% учащихся, Большое внимание уделялось работе в начальной школе, так как именно здесь проявляется желание и прививается любовь к активным занятиям физической культурой и спортом. На базе школы работали следующие  спортивные кружки и  секции:

№ п/п Наименование кружка Кол-во часов Охват Руководитель
1. Баскетбол   32 Нальгиев И.М.
3. Вольная борьба   20 Шакриев М.А.

    Проведение внутришкольных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий позволило учащимся школы принимать активное участие, отстаивая спортивную честь своей школы, в соревнованиях.

v  Работа с родителями

         С целью укрепления взаимодействия семьи и школы, повышения воспитательного потенциала родительской общественности, обеспечения открытости системы образования сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным. Повышение педагогической культуры родителей  является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. В этом учебном году классными руководителями    разработаны планы реализации всеобуча для родителей, в который включены следующие направления:

§   классные родительские собрания, лектории

§  индивидуальная работа классных руководителей  с родителями

§  индивидуальная работа с родителями социального  педагога и  педагогов- организаторов, психолога школы

§  организация контроля администрацией образовательного учреждения за реализацией всеобуча для родителей.

       Одной из наиболее распространённых форм сотрудничества   и просвещения с родителями в нашей школе является родительское собрание и родительский всеобуч. На 2017-2018 учебный год  в школе проведено 4  занятий по родительскому всему обучу:

1. «Как уберечь ребёнка от алкогольной зависимости» ;

2.  «Ранняя профилактика правонарушений  среди несовершеннолетних» ;

3.  «Роль семьи в воспитании и обучении детей» ;

4. «Правовое воспитание детей и родителей в семейном Кодексе».

          Организационные, тематические родительские собрания проведены  почти всеми классными руководителями. Тематика, формы и содержание  классных родительских собраний отражают  роль и значимость в сотрудничестве школы и родителей.  Вопросы, рассматриваемые на них, посвящены знакомству с нормативно-правовыми документами по защите прав и законных интересов детей, организации и проведению единого государственного экзамена, планированию учебно-воспитательного процесса, итогам работы за полугодия, перспективам развития школьного и дошкольного обучения, профилактике правонарушений, безнадзорности и злоупотребления ПАВ несовершеннолетних, социального сиротства. Протоколы родительских собраний сданы.

             По итогам проведения  родительских собраний отмечается, что повышается заинтересованность родителей в получении информации по правовым и психолого-педагогическим вопросам,  так и  интерес к учебно-воспитательному процессу. Родители вносят предложения по интересующим их  вопросам в решении проблем воспитания, обучения, развития.

Индивидуальная работа с родителями классных руководителей проводится с целью повышения компетентности родителей в вопросах воспитания, взаимодействия между родителями и педагогами, налаживания детско-родительских отношений. Поэтому эта работа проводится в форме консультаций, бесед, посещений на дому неблагополучных семей, семей группы «риска» учителями школы.  Педагоги – психологи  школы    организовывают  работу  с родителями в форме бесед, индивидуального консультирования,  с родителями заключает договоры сотрудничества и обязательства, чтобы усилить ответственность родителей за своих детей.

v  Духовно — нравственноеи эстетическое воспитание.

            С 8 августа по 15  сентября проходила  операция в школе « Помоги собраться в школу», с целью организованного начала нового учебного года, предупреждения перерыва в обучении и оказания материальной помощи учащимся, оказавшимся в трудных материальных условиях. Почти все классы, т.е. учащиеся,  приняли активное участие в ней. Ребята с удовольствием делились своими тетрадями, ручками, карандашами с одноклассниками, у которых не оказалось их. Учителя тоже помогали учащимся учебными принадлежностями. Проводимая операция помогла учащимся начать организованно новый учебный год.

А в первых числах сентября в школе прошла еще одна акция «Подари учебник школе».  Взаимопомощь по  данной акции  состоялась между ГБОУ «»СОШ-детский сад № 2 с.п. Долаково»и  СОШ № 1 c.п. Долаково.   Основная нехватка учебников пришлась на начальное звено, в частности  1-3 классы. Однако совместными силами нашей школы  и ООШ данная проблема была решена.  Все учащиеся  начальной ступени ГБОУ «СОШ-детский сад № 2 c.п. Долаково были  обеспечены  учебниками.

  С целью побуждения ребенка к саморазвитию и самовоспитанию ежегодно проводятся  мониторинг  уровня воспитанности по различным методикам.  По графику проведения мониторинга качества воспитательной деятельности проведена диагностика уровня адаптации учащихся 1 классов и методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу – 5 классы (бланки методик прилагаются).  Посредством диагностики можно установить,  какие педагогические задачи реализованы, какие из них требуют дальнейшего решения.

  Наибольшие показатели в 1 классах: кл.рук. Агиева Х.Б.

  Наибольшие показатели в 5 классах: 5 «В» класс

17 апреля в ГБОУ «СОШ-детский сад № 2 с.п. Долаково» прошел первый этап конкурса «А ну-ка, девушки» между девочками 7 классов. Цель конкурса: эстетическое воспитание учащихся; воспитание детей на национальных традициях.  Учащиеся приняли активное участие в данном конкурсе. Конкурс состоял из следующих состязаний: приветствие, проза, песня, национальный танец, сервировка стола, лучший наряд, прическа итд. На конкурс были приглашены родители учащихся и члены родительского комитета.  Победителям конкурса были вручены  почетные грамоты. 

         23 апреля в школе прошла акция «Напиши письмо ветерану», приуроченная к празднованию 70-летия Победы  в ВОВ.  Каждый учащийся школы в каждую строчку своего письма вкладывал  чувство благодарности, уважения и любви к людям, давшим им мирное небо и свободное будущее.  В акции приняли участие дети разной возрастной категории, а  для детей начальных классов это был особый волнующий момент.

В школе ведется экологическая работа среди учащихся, учителей и остального населения. Проблемы экологического воспитания решаются на классных часах, экологических праздниках и конференциях, родительских собраниях, педагогических советах, на уроках и во внеурочное время.

               На уроках природоведения, биологии, географии, химии физики учащиеся знакомятся с основными законами экологии, с целью понимания принципов сбалансированного существования природы и общества.

             В рамках экологической акции «Дни защиты от  экологической опасности»  проведены следующие мероприятия: беседы на тему «Чисто там, где не мусорят» 1-4 кл, операция «Покормите птиц зимой» 1-7 классы под руководством учителей биологии и технологии, лекторий «Биологическое и культурное разнообразие России – наше национальное достояние»

          В целях санитарной очистки территории школы и   трудового  воспитания школьников  в течении сентября-ноября   проведены  акции « От  чистого двора к чистой планете» по очистке территории школы и ул. Школьной. Во время проведенных  субботников почти все классы работали на своих закрепленных участках.  Со своими классами добросовестно отнеслись к проводимым мероприятиям по очистке территории классные руководители .

v  Противодействие проявления экстремизма среди молодежи.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. В целях профилактики таких проявлений школа работает в режиме онлайн: проводятся беседы с сотрудниками о повышении бдительности и по обеспечению безопасности в школе; разработана тематика классных часов и проведения бесед с обучающимися 1-11 классов; постоянно осуществляется поддержание оперативного взаимодействия с правоохранительными органами итд.    

3 сентября в ГБОУ «СОШ-детский сад № 2 с.п. Долаково» был проведен ряд мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом. На мероприятия были приглашены: инспектор ПДН, члены Родительского комитета, представители духовенства.

       Первый этап начался с проведения классных часов на темы «Все мы люди», «Терроризм – угроза обществу», «Толерантность». На часах присутствовали члены Родительского комитета. Классные руководители пытались донести до детей суть толерантности, веротерпимости. Уроки проходили в форме дискуссий, конференций, лекций.

         Учителем истории религии Гелисханов Микаил Хамзатович. в 11 классах был проведен открытый урок на тему «Веротерпимость».  На уроке учащиеся высказывали свои точки зрения, дискутировали, приводили аяты из священной книги.

           Заместителем директора по ВР и заместителем директора по общественной безопасности совместно с педагогами- психологами  были проведены ряд лекций по профилактике терроризма. Основной акцент отводился инструктажу по вопросам: «Что делать, если вы обнаружили…?», «Как вести себя, если вы оказались в заложниках?» итд.

          Беседы прошли с учащимися 9-11 классов.  Начал беседу Гадиев Х.М., в своем выступлении он пояснил учащимся суть данной встречи. Представители духовенства  провели разъяснительную работу среди учащихся по предупреждению экстремистских настроений, национальной, расовой   и религиозной нетерпимости. Ответили на вопросы учащихся, рассказали о мерах противодействия экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений.   Подводя итоги бесед, Гадиев Хамзат отметил: « Вследствие проведения выше названного мероприятия можно сделать вывод – основная причина религиозного экстремизма в человечестве, это неполное понимание сущности религии, течения, людей вводят в заблуждения. И для предотвращения данной  проблемы  администрации школы необходимо постоянно проводить  профилактические работы по профилактике экстремистских проявлений».  Беков М.М. отметил, что такого рода мероприятия у нас будут  проходить,  как сегодня в тандеме со школой и представителями МВД.

v  Система дополнительного образования

Кружковые занятия развивают творческие способности учащихся, формируют у них активную жизненную позицию, воспитывают у обучающихся гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье.

 Внеклассной работой охвачено 231 учащихся школы, из них 3 человек  трудновоспитуемых детей. У руководителей кружков имеется календарно – тематическое планирование занятий кружков, утвержденное директором и согласованное с заместителем  по ВР; ведутся журналы учета посещаемости занятий. Все преподаватели стремятся к тому, чтобы их работа имела выход.

В  школе работают 2 кружка: 1 творческая,  1 спортивная секция.

Расписание кружковой работы.

Наименование кружка, секций   Расписание, график   ФИО тренера, руководителя   Кол-во  уч-ся, посещающих кружки и секции  
Вольная борьба Ежедневно с 1800  до  2000чч Шакриев М.А. 20
Шахматы Вторник, четверг 13.00-14.00 ч Кодзоев Х.В. 5-7 кл.

        Посещаемость кружковых занятий удовлетворительная. Пропуски только по уважительным причинам. Главными направлениями кружковых занятий являются желание детей расширить и углубить свои знания и кругозор.

Спортивна секция «Вольная борьба». Самым большим интересом пользуется данная спортивная секция. Ежегодно участники данной секции приносят школе призовые места на всех этапах соревнований.   Занятия проходили согласно расписанию секции. Посещаемость 100 %. Руководитель секции заслуженный тренер Шакриев М.А.

   Результатами проводимых кружковых занятий являются: 

·        активность детей во всех проводимых в школе конкурсах и состязаниях; 

·        спортивные секции пользуются популярностью среди учащихся, которые регулярно посещают её.

·        дети, посещающие секции активно участвуют в конкурсах всех уровней и имеют хорошие результаты;

v  Ученического самоуправление и его роль

в организации учебно-воспитательного процесса

          В соответствии с планом  ВШК проводилась проверка  уровня сформированности ученического самоуправления  в школе и классных коллективах и его роли в организации учебно-воспитательного процесса.

   В системе воспитательной деятельности такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей, позволяет решать ученическое самоуправление.

ü  Система школьного самоуправления – это управление, при котором сами учащиеся при содействии педагогов организуют свою жизнедеятельность через выборные ученические органы. Такая система становится типом представительной демократии, которая развивается до непосредственной демократии через такие формы, как общешкольные и классные ученические  собрания.   

            Система школьного самоуправления имеет три уровня. Первый – классное ученическое самоуправление, второй – школьное ученическое самоуправление. Третий уровень самоуправления  — школьное соуправление, потому что его управляющий  орган – Управляющий Совет Школы

     На  первом и втором уровнях ученического самоуправления в основном применяется структура по видам деятельности: познавательная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, информационная и др. Высшим органом самоуправления на первом уровне является классное собрание, на втором уровне – ученическая конференция. Организационные проблемы жизнедеятельности учащихся решает Школьная Дума, возглавляемый Президентом школы, в этом году —  Дзауровой Асей, учащейся 11 класса. ШД  состоит из 7 кабинетов министерств и  начальников школьных подразделений: Министерство образования, культуры, здравоохранения, труда, спорта, общественного порядка, по правам человека; а так же отряд ЮИДД, пресс-служба, Совет старшеклассников. Состав школьных ученических штабов — это начальники соответствующих штабов классного самоуправления. ШД собирается 1 раз в четверть, сбор Штабов проводится 1 раз в месяц. Заседания ШД и Штабов протоколируются.

     Деятельность органов ученического самоуправления первого и второго уровней регламентируется Положениями: о классном ученическом самоуправлении, о Совете Учащихся Школы, о старосте, ошкольных ученических штабах.

     Педагогическое руководство в ШД осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, а  в  штабах консультантом выступает педагог – организатор.

     Третий уровень самоуправления  — школьное соуправление, потому что его управляющий  орган – Управляющий Совет Школы состоит из педагогов, родителей, учащихся  и представителей общественности. Члены ШД от учащихся автоматически становятся членами СУШ. Роль Управляющего Совета Школы, цели деятельности и функции  регламентируются Положением об УСШ.  Управляющий Совет школы — орган общественного управления, переводит школу с государственного управления на государственно-общественное управление.   В 2014-2015гг УСШ, например, утвердил следующие документы, регламентирующие организацию воспитательной деятельности в школе: Правила поведения учащихся, Положение о поощрениях и взысканиях, Положение о школьной форме, Положение о постановке на внутришкольный учет.

     По инициативе  СУШ и ШД в школе организуются конкурсы: «Ученик года», «Лучший класс года», «Лучший классный руководитель», «Родитель года» и различные творческие конкурсы для детей и родителей.

ü  Можно утверждать, что на втором  и третьем уровне уровнях (СУШ и школьные Штабы, и ШД) школьное самоуправление действует достаточно эффективно.

     На протяжении 3 лет в школе искали наиболее эффективную форму организации деятельности школьного ученического самоуправления и пришли к выводу, что наилучшие результаты достигаются при организации КТД. Для организации КТД в среднем и старшем звене на обоих уровнях  создаются  временные органы самоуправления – «Советы дел». За организацию мероприятий отвечают педагог – организатор  и ШД, под руководством которых создавались Советы дел из числа наиболее активных старшеклассников.  За период с 1 сентября по 27 декабря  в школе проведено не малое количество мероприятий для разных возрастных групп учащихся. Почти все мероприятия были организованы и проведены на высоком методическом и педагогическом уровне. Наиболее интересно прошли следующие:

      Кроме массовых мероприятий по инициативе ШД и с одобрения и при непосредственной поддержке УСШ, в школе было организовано много конкурсов, позволяющих  в полной мере реализовать творческие способности и интересы учащихся.

Это:

  • Конкурс сочинений «Моя семья»;
  • Конкурс творческих работ «Дети за безопасность на дорогах»;
  • Конкурс плакатов «Скажи «нет» наркотикам;
  • Конкурс рисунков «Сделай свой выбор!», «Мы за ЗОЖ»;
  • Конкурс – выставка фотографий «Моя семья»;
  • Конкурс чтецов «Моя семья – моё богатство»;
  • Конкурс хореографический «Танцы народов Кавказа»;
  • Конкурс плакатов «Новый год шагает по планете»;
  • Конкурс компьютерных презентаций «Сделай свой выбор», «Один день из жизни школы».

ü  Самоуправление на первом уровне (классное ученическое самоуправлениеразвито слабо.

При высоком уровне организации классного самоуправления  класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение, каждый ученик класса активно включается в дело. Такие коллективы дружные, в них нет «белых ворон», дети толерантны по отношению друг к другу, живут по принципу «один за всех и все за одного», активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

Средний уровень организации классного ученического самоуправления, когда дети по заданию классного руководителя собираются сами и вырабатывают план действий, раздают поручения, но сами не могут, или не всегда могут проконтролировать их выполнение. К сожалению практически во всех классах прослеживается такая инертность в работе УС. 

v  Организация   досуга в каникулярное время

Задача классных руководителей и администрации школы продуктивно организовать свободное время учащихся в целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Во время каникул дети в семьях остаются без должного внимания и контроля. Летние каникулы целиком поглощают родителей в различные хлопоты.

С июня по август 2015 года учащиеся школы активно выезжают в летние лагеря и санатории по следующим направлениям: санаторий «Кавказ» г.Нальчик; ЛОК «Армхи» с.Джейрах»; ДОЛ «Аьрзи» с.Джейрах»; летние лагеря в ст.Троицкая и г.Малгобек.

А детей, не изъявивших желание выезжать на  время летних каникул, привлекают  к школьным мероприятиям: спортивные мероприятия, конкурс-выставка творческих работ, соревнования среди учащихся итд.

Однако, не всех учащихся нам удается привлечь к проведению досуга совместно с школой. Основными причинами являются: выезд детей на каникулярный период к родственникам; необоснованная боязнь родителей за безопасность детей; ну и простое нежелание родителей сотрудничать со школой.

Выводы и предложения

Все выше перечисленное дает право оценить воспитательную работу за  2017-2018 учебный год положительно (уровень выше среднего).

Воспитательная работа в школе главным образом опиралась на регулярные сборы школьного актива, МО классных руководителей,  собеседований при заместителе директора по ВР где происходило непосредственное общение зам. по ВР и классного руководителя,   психолога, педагога-организатора, учащихся, обсуждались проблемы школы и класса, выслушивалась информация по разным темам, подводились итоги, которые помогали лучше узнать индивидуальные возможности и личные качества учителей, родителей и учащихся.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива школы являются следующие:

•        более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического, трудового, физического потенциала;

•        происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении целей и задач воспитания;

•        наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей воспитательной работой школы;

•        продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы, такие как: праздничные совместные вечера, родительские лектории;

•        активизировалась работа по участию классных руководителей и школьников в творческих и профессиональных конкурсах.

•        бережно сохраняются и преумножаются традиции школы;

•        ведется постоянное сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы воспитания:

Можно считать, что, в целом, педагогический коллектив уделял большое внимание вопросам воспитания. Все запланированные мероприятия соответствовали возрастным и психологическим особенностям детей,  были направлены на реализацию поставленных задач,  и имели место в воспитательной системе школы

Анализ воспитательной работы позволил определить ряд задач на будущий учебный год:

  1. Совершенствование воспитательной системы на основе традиционных классических и новейших достижений в этой области, выход на  качественно новый уровень воспитательной работы по всем направлениям.
  2. Создание условий для творческой реализации, как педагогов, так и учащихся через поиск новых форм взаимодействия.
  3. Широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно-коммуникационных технологий.

Наряду с успехами в воспитательной работе имеются негативные тенденции:

·        снижение интереса учащихся, родителей к массовым досуговым программам;

·        рост потребительского отношения к школе;

·         снижение духовности подростков, нет реализации ценностей.

Задачи, поставленные школой по воспитательной работе на 2017 – 2018 уч.год, в целом выполнены.

Целевая  установка  2017-2018  года: Способствовать созданию  условий  для  формирования важнейших качеств личности учащегося: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь.

Обсуждение закрыто.